Моя педагогическая философия
Можно ли научить счастью…
Каждый раз первого сентября ранним солнечным утром я с большим волнением и
тревогой в душе ожидаю своих учеников. Вот они, нарядные, крепко держа за руку
мам и пап, идут ко мне. Волнение все нарастает. Я все глубже всматриваюсь в
пытливые глаза моих малышей. Чувствую себя мореплавателем, который отправляется
в далекие неизведанные страны. Мои ученики – это мои спутники и товарищи, с
этими мальчиками и девочками мне предстоит четыре года бороздить океан под
названием «Познание» в начальной школе.
Накануне меня тревожили раздумья, как и что нужно сделать, чтобы видеть
счастливыми этих детей. Но могу ли я их… научить счастью?
Невероятно? Но – если вдуматься – возможно. Ведь у подлинного счастья
всегда две стороны.
Первая – счастье человеческого общения, счастье взаимопонимания, и
способность к такому счастью можно формировать. Способность сопереживания – это
фундамент любого понимания человека человеком.
Вторая сторона – это счастье творческого труда. Шаг вперед для дела, для
людей – в идеале для человечества.
Цель воспитания не только в приобретении знаний, но и в системе моральных
качеств. Я должна заниматься образованием детей, но в особенности – воспитанием
нравственности и добродетели. В гармоничном развитии все взаимосвязано.
В условиях нашего города много возможностей помочь ребенку наслаждаться
природой. Я стараюсь делать так, во внеклассной работе или во время урока,
чтобы ребенок, очарованный мерцанием звезд, бесконечной песнью кузнечиков и
запахом трав и цветов, слагал песню. Значит, он будет находиться на вершине
этой гармонии – тела и духа.
Великое искусство – научить своих детей видеть неявное и слышать неслышное,
относиться бережно к самому слабому и беззащитному, в несовершенном видеть
красоту, добро. Как научить их быть счастливыми? Где же затерялся этот ключик,
который откроет заветную дверь к тайнам учительского мастерства и ответит на
все мои вопросы, укажет единственно верный и правильный путь?
Есть такая старая-старая
байка. Пришел один голодный человек к берегу реки. Видит: сидят два рыбака.
Попросил он их его накормить. Первый рыбак отдал ему весь улов, а второй – свою
удочку. А вы как поступили бы в такой ситуации? Я выбираю второй путь!